|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Воскресенье 2- мая – 27 мая 1912 г.

После обедни батюшка говорил проповедь о рае, начинается так: «Отчего плачет дитя при рождении, выходя из материнской утробы? Отчего плачет человек, умирая?»
Про рай – «его можно улучить, но постичь невозможно.
Мы переносим здесь скорби и страдания оттого, что мы не для этой жизни созданы».
В четверг 24-го батюшка говорил о крестном знамении.
В субботу 2-го – о злопамятстве и о блуднице, которая все свое имение отдала, чтобы спасти человека от самоубийства.
27-го, в воскресенье – об аде, о детоубийстве (отлучение на 10 лет от причастия).
Аминь.

Беседа 2-я.
19 мая 1912 г.
Накануне праздника свт. Алексия,
митрополита Московского


Давно это было, в 5-м веке, т.е. от Рождества Христова прошло пятьсот лет.
Два образованнейшие мужа , и притом глубоко верующие, решили сделать кругосветное путешествие и обойти все существовавшие тогда монастыри, чтобы узнать и записать особенные случаи милости и благодати Божией в назидание себе и людям.
В настоящее время, к сожалению, образованность светская и глубокая вера не соединяются, и сплошь и рядом случается, что светские образованные люди бывают неверующими и часто ведут порочную жизнь.
Но с этими мужами было иначе. Образование не удалило, а приблизило их к Богу. Они свое путешествие совершили и составили книгу под заглавием “Луг духовный” .
Люди летом стремятся покинуть душные города, чтобы подышать свежим воздухом, и один на неделю, другие на месяц, а более состоятельные уезжают на все лето. Подобно тому, как освежающе действует на человека природа, так и эта книга освежает человека духовно. Издается она в Троице-Сергиевой Лавре, но цена дорогая – около двух рублей. Но стоит она дороже.
Там говорится про монахиню, удалившуюся в пустыню, чтобы не быть соблазном для полюбившего ее юноши. Она живет там восемнадцать лет, питаясь мочеными бобами, которые она взяла из города. Про мужа и жену, отдавших пятьдесят монет Христианскому Богу, и потом получивших вшестеро больше обратно...
В настоящее время случается, и довольно часто, что муж совращает жену в неверие, жена – мужа, и уходят они в штунду, в толстовство и гибнут безвозвратно.
Но не должно быть так. Надо молиться друг за друга– муж за жену, жена – за мужа, отец за детей и т.д., чтобы Господь не попустил никому погибнуть, но остаться в лоне Православной Церкви.
Аминь.

Беседа 3-я.
1 июня 1912 г.


Сегодня одна из духовных дочерей моих просила меня надписать карточку. Еще до обедни я подписал ее, как обыкновенно надписывают: “Боголюбивой рабе Божией такой-то от грешного архимандрита Варсонофия”, хотел уже выставить дату, но сначала раскрыл Евангелие и вышла 4-я глава от Марка 35 ст. “Переправимся на ту сторону”. Эти слова я написал, а потом уже выставил дату.
Идя к обедне, я раздумывал, что бы означали эти слова: “Переправимся на ту сторону”. Как вы знаете, я уже говорил вам, что Евангелие имеет двоякое значение: одно историческое, другое – глубоко-таинственное, относящееся ко всякой христианской душе.
Так и здесь. Слова: “Переправимся на ту сторону” Господь сказал своим ученикам при таких обстоятельствах: Христос и Апостолы находились на западном берегу Генисаретского озера; кто не совсем забыл географию, тот знает, что это озеро находится в Азии, в Палестине, расположенной у Средиземного моря. Христос сказал: “Переправимся на ту сторону” и ученики, взяв с собой Иисуса, поплыли. Они находились на середине озера, как поднялась сильная буря. Волны заливали лодку, а Христос спал у кормы. Ученики в страхе начали будить Учителя: «Господи, Господи, проснись мы погибаем!» И, восстав, Господь запретил ветру и сделалась великая тишина. Так говорит Евангелие об этом событии (Мк. 4, 36–41).
Но есть еще и другой смысл этого повествования. Каждая душа ищет блаженства, стремится к нему. Но греховная жизнь не дает человеку истинной радости; напротив, несет с собой тоску и разочарование; а в душе раздается голос Божий: “Переправимся на ту сторону”, т.е. зовет начать новую жизнь во Христе. Томится душа и нигде не находит утешения. Обращается к родным, но и те не понимают ее: “Надо тебе развлечься, пойдем в театр; мы уже и ложу взяли”. Знакомые тоже предлагают разного рода развлечения, но все это не в состоянии утешить душу, ищущую Бога.
К кому идти? – рассказывать все священнику? Но пойти к нему на дом стеснительно, а в церкви поговорить с ним трудно. Конечно, можно придти на исповедь; но у каждого священника масса исповедников, в пост до двух тысяч и более бывает; где же ему взять время еще для беседы?
Но вот Господь посылает ищущей душе руководителя; в лице подруги или духовника; она может теперь с их помощью переправляться на другую сторону.
Когда ученики сели в лодку, то взяли с собой Иисуса, так и в плавании по житейскому морю необходимо быть с Господом. Замечательно, что Христос находился на западной стороне и поплыл к востоку, – и всякая христианская душа стремится к востоку, к горнему Иерусалиму. Но враг не оставляет человека. Вот поднимается сильная буря; буря страстей и скорбей. Нестерпимо тяжело, а Господь как будто позабыл, спит. “Господи! Господи! Спаси меня, я погибаю”, – должна вопиять душа, и Господь, может быть не скоро, но все-таки услышит ее, а когда войдет Он в душу, то сделается великая тишина, умолкнут страсти и водворится мир и радость.
Часто обращаются ко мне с вопросом: “Как спастись?” “Как получить Царство Небесное?” В Евангелии сказано: Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53), следовательно, наоборот, кто принимает Пречистое Тело и Кровь Христову, тот получает залог жизни вечной. Для спасения необходимо быть членом Православной церкви. В настоящее время развелось множество сект: все секты находятся во вражде между собою, и только в одном сходятся – это в непримиримой вражде к Православной Церкви, в желании строить ей какую-либо пакость.
Особенно распространилась теперь вредная секта баптистов, похищающая много людей из лона Православной церкви. Приходила ко мне недавно одна женщина в большом горе: муж ее изменил Православию, перешел в баптисты и оставил ее с малыми детьми. Спрашиваю:
– Отчего же он перешел? За деньги?
– Нет, он был верующим, все книжки читал и хотел спастись, да встретился с баптистами на горе. Те говорят ему: “Переходи в нашу веру, т.к. истина только в нашей стороне”. Он и поверил им. Сначала перестал ходить в церковь, два года не причащался, а теперь и совсем ушел к баптистам, а нас бросил. Что будет с ним?
– Он погибнет, – отвечаю, – если не вернется к Православию. Иногда приходят ко мне сектанты:
– Вот мы веруем во Христа и ищем Его, где Он?
– Он, во-первых, на небе проявляет особенно славное Свое присутствие; а во-вторых, на земле в церкви; вы находитесь в Ней?
– Нет, от церкви мы отошли, но все-таки надеемся спастись.
– Ну так суетна ваша надежда, вне церкви спасение невозможно.
Люди, находящиеся в церкви Православной, направляются к горнему Иерусалиму, т.е. к Царствию Небесному, верным путем; они плывут по житейскому морю в ладье, где кормчий – Сам Христос; те же, которые вне церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно; и гибнут безвозвратно.
Господь безпредельно благ. Жертва, принесенная на Голгофе, так безконечно велика, что грехи всего мира по сравнению с этой жертвой: “яко ничесоже”. Это все равно, как если кто взял горсть или пригоршню песку и бросил бы в море. Замутилось бы оно? Разумеется нет, оно останется по-прежнему невозмутимым. Но и эта горсть может погубить нас, если мы не считаем себя грешниками и не каемся пред Господом. Причащение Св. Таин попаляет все грехи; отчего, особенно у простых людей, всегда спрашивают: причащался ли больной перед смертью? Если узнают, что усопший сподобился Св. Причащения то радостно отвечают “Слава Тебе, Господи!”
Однажды, когда я был еще послушником, вышел я из своей безмолвной келлии теплою июльскою ночью. Луны не было, но безчисленное множество звезд сияло на темном небе. Любил я ходить по уединенной аллее скитского сада в это позднее время, чтобы, оставшись наедине с Богом, оторваться от всего житейского. Подхожу к большому пруду и вдруг вижу одного нашего схимника, о.Геннадия , проведшего в скиту уже 62 года. Последние годы он совсем не переступал за скитские ворота и позабыл про мир.
Стоит неподвижно и смотрит на воду. Я тихо окликнул его, чтобы не испугать своим внезапным появлением. Подошел я к нему:
– Что делаешь ты тут, отче?
– А вот смотрю на воду, – отвечает он.
– Что же ты там видишь?
– А ты ничего в ней не видишь? – в свою очередь спросил о.Геннадий.
– Ничего, – ответил я, – вода и вода.
– А я, – сказал схимник, – созерцаю премудрость Божию. Я ведь полуграмотный, только и научился Псалтирь читать, а Господь возвещает мне, убогому, Свою волю; и дивлюсь я, часто ученые люди не знают самого простого относительно веры. Видишь ли, все это звездное небо отражается в воде, так и Господь вселяется в чистое сердце; следовательно, блаженства должны ощущать души, стяжавшие чистоту, – Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8).
– Вот я сколько ни стараюсь, не могу стяжать душевной чистоты, хотя и знаю КАК ЭТО ВАЖНО.
– А понимаешь ли ты, что такое чистота сердца? – спросил о.Геннадий.
– По опыту не знаю, так как не имею этого, – ответил я, – но думаю, что чистота заключается в полном безпристрастии: кто не имеет ни зависти, ни гнева, никакой другой страсти, у того и есть чистое сердце.
– Нет, этого мало, – возразил схимник, – недостаточно только ополоснуть сосуд, надо наполнить его еще водой; по искоренении страстей надо заменить их противоположными добродетелями; без этого не чистится сердце.
– А вы надеетесь войти в Царствие Небесное, О.Геннадий?
– Надеюсь, что там буду, – сказал он уверенно.
– Так как же вы сами говорите, что не имеете чистоты душевной, а только “чистии сердцем Бога узрят”?
– А милосердие Божие? Оно и восполнит все, чего недостает. Оно безпредельно, и я имею твердую надежду, что и меня Господь не отринет, – сказал схимник, и в его словах слышалась глубокая вера и искренняя надежда на милосердие Божие.
Но что такое Царство Небесное мы не в состоянии себе представить; мы не можем его постигнуть. Ап. Павел, который был восхищен до третьего неба, говорит только, что око не виде, и ухо не слыша... что уготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
У нас в скиту жил один подвижник, о.Игнатий , глубокий 90-летний Старец. Вел он очень высокую жизнь, но так умел скрывать это от людей, что очень немногие знали о том. Когда скончался батюшка Анатолий, то я иногда навещал о. Игнатия и уходил от него радостным и полным новых сил. Раз я спросил его (а когда я был новоначальный, я задавал иногда прямо нелепые вопросы), видел ли он когда-нибудь рай?
– А тебе на что это знать? – сказал Старец.
– Да очень хотелось бы, т.к. рай представляется в различных видах.
– Ну, за твою любовь скажу: только не я, а один подвижник (он назвал его имя). Видишь ли, как это было. Однажды уснул он и видит море необычайно красивого цвета, какого он еще никогда не видел. По ту сторону возвышается великолепный город, где рядами стоят дворцы и храмы. “Вхожу я в город и не могу надивиться его неизреченной красоте. Эти великолепные дворцы населены, и насельники их так прекрасны и исполнены великой радости. Встретили они меня, и я исходил с ними весь город, все время дивясь его величию. Начал проситься, чтобы меня там совсем оставили, но мне возразили, что теперь еще нельзя, но и мне уготовано здесь жилище. Я просил показать его. Мне показали дворец необычайной красоты, я даже и передать не могу, что это было такое. “Это твое жилище вечное, сказали мне, – но пока поживи еще в скиту Оптиной Пустыни, в твоей келейке”, – и я заплакал от умиления, созерцая мое будущее жилище. “Господи, Господи, недостоин я этого, за что Ты так безконечно милосерд? Я желал бы хоть в каком-нибудь углу сего дивного града”... и проснулся. Открываю глаза, вижу: вся подушка смочена слезами и опять я в своей келлии, тот же образ Казанской Божией Матери висит в углу, та же бедная обстановка, стул на котором ты сидишь и из которого видна мочала, – все то же. И, вспоминая виденное во сне, прославил я благость Божию, милующую и спасающую нас грешных”... Да сподобит же и всех нас Господь войти в Его Царствие.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .